Официальный сайт Маркова В.Н.
[ О себе ]
[ Научные публикации ]
[ Статьи в СМИ ]
[Фотоальбом]
[ Видео ]

 
[О себе]
[Научные публикации]
[Статьи в СМИ]
[Фотоальбом]
[Видео]

Научные публикации
 

Режим морских пространств:
Формирование международного права



В. Н. МАРКОВ, Северное речное пароходство


  Международное разделение труда возникло в связи с различиями природно-климатических условий отдельных государств, географического размещения природных богатств и неодинаковым развитием экономики и производства в тех или иных районах мира. Эти обстоятельства послужили главной предпосылкой для международного обмена товарами и внешнеэкономических связей между странами и народами.
  Известно, что международная торговля не сводится только к заключению договора купли-продажи. В ней выделяют еще и такую важную стадию, как перемещение проданного товара, или то, что, по образному выражению К.Маркса, продает транспортная промышленность. Начальным периодом возникновения международного права считается период, когда уже сложились устойчивые политические и государственные образования.
  С развитием торговли и мореплавания все более важным становился вопрос о режиме морских пространств.
  К эпохе средних веков относится и формирование понятий исторических морей и заливов, а также территориального моря. Относительно последнего тогда сложилась обычная норма, ставшая затем надолго общепризнанной и получившая договорное закрепление, согласно которой ширина территориальных вод составляет 3 морских мили (так называемое право пушечного выстрела). Она основывалась на мнении, что власть государства кончается там, где кончается реальная сила оружия. Впервые этот термин был применен в договоре новгородцев с Норвегией от 3 июня 1326 г. и Регламенте Жака Арагонского 1327 г.
  Можно считать, что к середине XVII в. утвердился принцип свободы морского судоходства. Одновременно большинством государств была признана 3-мильная ширина территориального моря (прибрежных вод). Постепенно началась отмена речных пошлин. Между рядом европейских государств (Австрия, Бавария, Пруссия, Франция) стали заключаться договоры о свободе судоходства по пограничным рекам. Что касается государств неприбрежных, то право это впервые стало применяться на Дунае. Вначале его получила Австрия, затем на основе принципа наибольшего благоприятствования - Великобритания, Венеция и Франция.
  Французская буржуазная революция 1789 г. способствовала утверждению принципа свободы речного торгового судоходства. В одном из декретов 1792 г. предусматривалось, что "река - общая и неотчуждаемая собственность стран, орошаемых ее водами. Ни один народ не имеет права на исключительное обладание рекой, на создание помех соседним народам, населяющим берега выше по течению, и не может пользоваться преимуществами".
  Венский (1814-1815 гг.), Парижский (1856 г.) и Берлинский (1878 г.) конгрессы, Гаагская (1899 г.) и Брюссельская (1890 г.) конференции внесли много нового в развитие международного права, создавая целые отрасли и институты. Если в области внешней политики и в дипломатической сфере все эти постановления остались достоянием истории, то в области международно-правовой некоторые из решений конгрессов действуют и сегодня.  

Венский конгресс

  Постановление о свободном судоходстве состояло из нескольких разделов. В первом шла речь о судоходстве по рекам, которые протекают по территориям разных государств или служат границей. "Судоходство по всему течению таких рек, - говорилось в ст.II, - начиная с тех пунктов, где они становятся судоходными, до самых устий, будет совершенно свободно для торговли и не может быть никому воспрещено. Но всякий, однако же, обязан соображаться с правилами, кои будут установлены для порядка в сем судоходстве, оные будут повсюду единообразны и сколь возможно, благоприятны для торговли всех наций".
  Если упомянуть многочисленные многосторонние конвенции, регулирующие ныне судоходство по международным рекам, Венскую конвенцию о дипломатических отношениях (1961 г.) и другие, то они не повторяют венских решений, но иногда опираются на них.  

Парижский конгресс

  Специальный раздел трактата говорил о режиме Черноморских проливов и предусматривал возобновление Лондонской конвенции от 13 июля 1841 г., установившей международную регламентацию проливов и подтвердившей "древнее правило" Оттоманской империи, согласно которому проливы объявлялись в мирное время закрытыми для прохода военных кораблей всех держав.
  Но особенно большую роль в развитии международного права сыграла Парижская декларация. Вот ее основные положения:  
  • каперство отныне навсегда отменяется;
  •  
  • нейтральный флаг покрывает неприятельский груз, за исключением военной контрабанды;
  •  
  • нейтральный груз, за исключением военной контрабанды, не подлежит захвату под неприятельским флагом;
  •  
  • блокада, чтобы быть обязательной, должна быть действительной, т.е. поддержанной достаточной силой для действительного воспрепятствования доступу к неприятельскому берегу.
  •  

    Берлинский конгресс

      Развитие международного права во второй половине XIX в. происходило в эпоху, когда мир вступал в период империализма, и это не могло не сказаться на основных тенденциях, пронизывавших международное право в то время. С одной стороны, наблюдались интеграционные процессы в международной жизни, которые нашли свое воплощение в целом ряде международных административных союзов. С другой стороны, приблизительно в последней трети столетия все заметнее вырисовывались такие две тенденции, как колониализм и милитаризм. Это проявилось и на Берлинском конгрессе 1878 г.
      За исключением вопроса о режиме судоходства по Дунаю ("никакое военное судно не может впредь плавать по Дунаю вниз от Железных ворот"), о сохранении статус-кво относительно режима черноморских проливов и некоторых других незначительных проблем, Берлинский конгресс практически международно-правовыми вопросами не занимался.  

    Гаагская конференция

      В Гааге были приняты 13 конвенций, Декларация о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров и Заключительный акт. Что касается войны на море, то ей в Гааге было посвящено восемь конвенций. Вот основной круг вопросов, который они регламентировали: об обращении торговых судов в военные; о начале военных действий и положении неприятельских торговых судов; о постановке мин и бомбардировках; о больных и раненых; о праве захвата; об учреждении Мировой призовой палаты; о правах и обязанностях нейтральных держав.  

    Брюссельская конференция

      Неэффективная система соглашений княжеств с субъектом законодательства (европейскими странами) стала причиной для рассмотрения на Брюссельской конференции проблемы борьбы с африканской торговлей рабами. В Генеральный акт конференции (ст.27 и 28) было внесено два важных положения: "раб мог пользоваться убежищем на борту военного корабля одной из стран, подписавших документы, обязанной безусловно освободить его позднее" и "освобождение раба, содержащегося под стражей на борту туземного корабля, должно быть объявлено через агента, должным образом уполномоченного для этой цели одной из сторон".
      Позицию Великобритании в этот период можно назвать "позицией сдерживания". Нарушив в какой-то степени перевозки рабов между Африкой и Индией, британское правительство не хотело и не могло остановить торговлю рабами. После 1844 г. была подписана целая серия соглашений между Великобританией и княжествами Восточной Аравии. Во всех этих договорах непременно присутствовал пункт "борьбы с работорговлей". Но несмотря на такие соглашения, торговля рабами продолжалась вопреки достигнутым договоренностям.
      Активная подготовка международных конвенций по водному судоходству вызвана не только ускоренным развитием водного транспорта, но и использованием инструмента для создания единого правового режима на европейских международных водных путях. Балтийская и Международная морская конференция была основана в 1905 г. трамповыми судовладельческими фирмами Бельгии, Великобритании, Германии, Голландии, Дании, Италии, Норвегии, России, Финляндии и Швеции. Цель создания этого объединения - установить минимальные фрахтовые ставки на перевозку леса из шведских, русских и германских портов.
      В 1927 г. название конференции было изменено, и она стала именоваться "The Baltic and International Maritime Conference", сокращенно BIMCO (БИМКО).
      БИМКО - неправительственная международная организация, в ее состав входят лишь судовладельческие и брокерские фирмы, а также судовладельческие ассоциации и федерации. Официально задачей БИМКО является объединение судовладельцев, других предпринимателей и соответствующих организаций для рассмотрения проблем международного судоходства и морской торговли и их разрешения. БИМКО осуществляет свою деятельность в трех направлениях: информация членов БИМКО о важнейших событиях в торговом мореплавании; разработка и усовершенствование документации, применяемой в торговом мореплавании; улучшение условий пребывания в портах иностранных торговых судов.
      30 апреля 1982 г. в Нью-Йорке была принята Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву и открыта для подписания 10 декабря 1982 г. в Монтего-Бей (Ямайка).
      Конвенция состоит из 17 частей, включающих 320 статей и 9 приложений, и призвана обеспечить наиболее подходящую правовую основу и подлинную универсальность для регулирования морской деятельности в современных условиях, для перестройки отношений государств на справедливых принципах нового международного экономического порядка.
      Конвенция представляет собой не только акт кодификации уже действующего международного морского права, но и прогрессивное развитие условий, формулируя нормы и целые институты для регулирования как традиционных, так и новых видов морской деятельности: проблем территориального моря и континентального шельфа, защиты морской среды и контроля за ее загрязнением, научных исследований, режима разведки и разработки глубоководных районов морского дна, технологии и урегулирования споров по морским вопросам.
      Широта охвата проблем, новизна и масштабность позволили некоторым юристам квалифицировать рассматриваемую Конвенцию как "голубую революцию". Строительство канала Рейн-Майн - Дунай делает реальным судоходство по единому водному пути от Черного до Балтийского моря, ставит на повестку дня выработку единообразного правового режима, распространяющегося на судоходство по этой новой международной водной трассе.
      Конвенции, регламентирующие условия перевозки грузов и пассажиров по внутренним путям, в разное время подготовлены и приняты специальным органом Европейской Экономической Комиссии ООН - Комитетом по внутреннему транспорту.
      Большинство соглашений касаются имущественных отношений в судоходстве. Это, главным образом, гражданско-правовые и административно-правовые отношения. Конвенция о регистрации судов внутреннего плавания содержит в основной своей части административно-правовые нормы, а протоколы, являющиеся приложениями к Конвенции, посвящены вещным правам, т.е. имеют гражданско-правовой характер. Международное морское право материально и экономически обусловлено, и эта обусловленность носит опосредованный характер. К тому же базис международного права противоречив и неоднороден. Соотношение в действии существующих норм окончательно решено в пользу международного права.
      Так, согласно Конституции Российской Федерации 1993 г., в ст.15 п.4 говорится: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Обзор истории международного морского права от древних времен до современности наглядно свидетельствует, что его прогрессивное развитие неразрывно связано с достижениями мировой цивилизации.