Официальный сайт Маркова В.Н.
[ О себе ]
[ Научные публикации ]
[ Статьи в СМИ ]
[Фотоальбом]
[ Видео ]

 
[О себе]
[Научные публикации]
[Статьи в СМИ]
[Фотоальбом]
[Видео]

Научные публикации
 

Поможет АСУ "Диспетчер"


В. Н. МАРКОВ, инженер-диспетчер Северного речного пароходства


  Составление суточного плана обработки судов в рейдовых условиях Мезенского порта - одна из важнейших задач оперативного планирования работы флота смешанного (река-море) плавания. Организация перевалки грузов здесь предполагает взаимоувязанность действий трех звеньев транспортного процесса: морских и речных судов, портовых сооружений и плавучих кранов, а также несамоходных судов, подаваемых на рейд по графику в зависимости от времени прибытия флота смешанного плавания.
  В практику взаимоотношений Северного речного пароходства и Мезенского морского порта вошло составление соответствующих соглашений, предусматривающих решение вопросов обработки судов типа "река-море", ответственность сторон, согласованные судо-часовые нормы погрузки-выгрузки.
  При составлении плана обработки судов в рейдовых условиях необходимо учитывать ряд обстоятельств.
  Большое влияние на перевалку оказывают волнение моря и приливо-отливные течения. Так, при волнах в 3-5 баллов интенсивность грузовых работ снижается на 20%, а при более сильном волнении работы вообще прекращаются.
  Конкретно для каждого случая (с учетом состояния моря, силы и направления ветра) с целью наибольшего удобства проведения грузовых операций необходимо выбирать наиболее рациональную схему расстановки плавсредств у борта судна.
  Обработка судов типа "река-море" зависит от интенсивности грузовых работ на плаву и на берегу, продолжительности перехода барж, плашкоутов, лихтеров от берега к судну и обратно, скорости движения буксиров с гружеными и порожними плавсредствами.
  Разнообразная номенклатура грузов, прибывающих в Мезенский морской порт на судах смешанного плавания, вызывает необходимость последовательной подачи значительного числа речных судов. (Например, в навигацию 1989 г. с моря поступило около 123 тыс.т грузов, в том числе продовольственных, промтоварных, строительных, сельскохозяйственных и т.д., а в обратном направлении - 91,3 тыс.т, в основном, пиломатериалов).
  Как показал анализ разрабатываемых в Мезенском порту сменно-суточных планов, основными причинами их невыполнения являются неточное планирование производительности механизмов, ошибки в определении времени начала обработки, сроков прибытия судов и количества или остатка груза в трюмах судна на начало планируемых суток.
  Следовательно, для улучшения сменно-суточного планирования работы порта необходимо правильно прогнозировать ход обработки судов и прибытие их в порт.
  Внедрение транспортно-технологической системы на перевозках контейнеров судами типа "река-море" на линии Архангельск-Мезень-Архангельск в навигацию 1990 г. позволило решить одну из главных задач - организовать движение судов, благодаря чему они стали приходить в Мезенский порт по расписанию. Контейнерная линия стала работать более надежно. Повысилась производственная дисциплина экипажей, работников порта, диспетчерского аппарата. В связи с поступлением дополнительных грузов для строительства дорог в Мезенском и Лешуконском районах в навигацию 1990 г. в Мезенском порту значительно возрос объем перевалки. Для ритмичной подачи туда флота было решено в первый период навигации, до спада паводка, производить загрузку судов типа "река-море" только грузами для Усть-Вашки, а в последующий период - 50 % для Усть-Вашки, а 50 % - для Мезени и Каменки.
  В навигацию 1990 г. на Кривке были построены два причала для генеральных и навалочных грузов.
  В таких условиях эффективность оперативного руководства транспортным процессом определяется качеством оперативного планирования и способностью аппарата управления своевременно принимать регулирующее воздействие при отклонении хода выполнения работ от планового.
  Тем не менее обеспечить это оперативными методами весьма сложно, так как здесь требуется переработка значительного количества информации в сжатые сроки. Разрабатываемая в настоящее время в Северном речном пароходстве автоматизированная система управления (АСУ "Дипетчер") в первую очередь ориентирована на решение задач оперативного управления. Его технология, опирающаяся на диалоговый режим работы системы "Диспетчер-ЭВМ", позволит осуществлять непрерывное декадное и суточное планирование и регулирование работы флота с учетом возникающих ситуаций с предъявлением грузов, наличием судов, навигационными и путевыми условиями, а также других факторов, характеризующих функционирование транспортного процесса.
  Проектировщикам АСУ "Диспетчер" необходимо предусмотреть использование системы как в автономном режиме, так и в режимах работы с информационной системой Северного морского пароходства.