Официальный сайт Маркова В.Н.
[ О себе ]
[ Научные публикации ]
[ Статьи в СМИ ]
[Фотоальбом]
[ Видео ]

 
[О себе]
[Научные публикации]
[Статьи в СМИ]
[Фотоальбом]
[Видео]

Научные публикации
 

ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ ДОСТАВКИ ЛЕСНЫХ ГРУЗОВ В СЕВЕРНОМ БАССЕЙНЕ

Вихарев А. И., Марков В. Н.

  Согласно предварительно разработанной схеме Гипролестранса по переводу лесных грузопотоков на различные виды сухопутного транспорта Архангельской области вместо молевого лесосплава потребуется построить 1 тыс. км дорог и ввести в эксплуатацию более 500 автопоездов, затратив на эти цели около 300 млн. руб. Однако в существующей сложной экономической ситуации такое вложение капиталов обострит и без того неудовлетворительное состояние социальной сферы в лесной промышленности, а потому практически в ближайшие годы невозможно.
  При разработке схем перспективных грузопотоков кроме гидрологических условий необходимо учитывать следующие факторы: существующие объемы примыкания к водным путям, наличие лесфонда, разработки Гипролестранса по частичной замене молевого лесосплава сухопутным транспортом, возможность освоения новых плотбищ и более полного использования действующих, возможность предприятий по организации летней сплотки пучков и микропучков с последующей формировкой плотов и кошелей, возможность переработки древесины на месте, тенденции в строительстве сухопутных путей, наличие флота в Северном речном пароходстве, наличие погрузочно-разгрузочной и другой техники, наличие мест, приспособленных для погрузки.
  Густая сеть водных путей в Архангельской области обусловила значительное примыкание лесных ресурсов к водным путям. В породном составе лесосырьевой базы области преобладают наиболее ценные хвойные породы (сосна, ель), их более 80%.
  Ликвидный запас древесины, примыкающий к лесосплавным рекам, составляет 220 млн. м3. Непосредственно к дорогам, выходящим к крупным рекам, тяготеет запас древесины более 100 млн. м3: к р. Пинеге -67,7 млн. м3, Онеге -23,2 млн. м3, Ваге - 16,3 млн. м3. По этим рекам возможен сплав леса в плотах. К их притокам тяготеют запасы древесины в объеме более 60 млн. м3.
  Лесосырьевые ресурсы, примыкающие к р. Ваге и ее притокам истощены. При существующих объемах лесозаготовок до 1996 г. истощатся лесосырьевые ресурсы, примыкающие к рекам Покшеньга, Ежуга, Ледь, Сулонда. Для лесосплава по остальным рекам лесосырьевые ресурсы не являются лимитирующим фактором.
  За последнее десятилетие количество рек, используемых ТЛПО "Архангельсклеспром" для лесосплава, резко сократилось и к 1990 г. составляет 32 реки. Из них 26 рек малые и средние с общей протяженностью лесосплава около 1300 км. По первичным рекам за навигацию сплавляется более 2500 тыс. м3. Общий объем молевого лесосплава составляет около 5 млн. м3.
  Река Северная Двина является магистральной, по ней ведется плотовый лесосплав и перевозки древесины в судах. Применяется транспортно-технологическая схема с формированием плотов зимней сплотки на водосъемных плотбищах, береговая навигационная сплотка лесоматериалов с последующим формированием плотов на воде.
  В устьях притоков р. Северной Двины устанавливают поперечные запани, а на магистральной реке - продольные запани для последующей сплотки леса на воде и формирования плотов. К р. Северной Двине примыкают крупные притоки Пинега, Вычегда и Вага и шесть малых рек с молевым лесосплавом.
  Молевой сплав по р. Пинеге осуществляется дистанционно-патрульным способом на протяжении 661 км. Общий объем лесосплава по ней составляет около 1300 тыс. м3, в том числе 85 тыс. м3- в плотах с расстояния 121 км от устья. После завоза грузов в верховье р. Пинеги и вывода плотов зимней сплотки в устье устанавливают поперечную запань для передержки молевой древесины. По притокам р. Пинеги проводится молевой лесосплав общим объемом 385 тыс. м3, в том числе по рекам Илеше - 80 тыс. м3, Юле - 42 тыс. м3, Покшеньге-187 тыс. м3, Ежуге-, 76 тыс. м3.
  Молевой сплав по р. Ваге осуществляется дистанционно-патрульным способом с расстояния 242 км от устья общим объемом около 820 тыс. м3, в том числе 88 тыс. м3 в плотах. Молевую древесину задерживают в продольных запанях на р. Северная Двина. По притокам р. Ваги осуществляется молевой сплав древесины объемом 217 тыс. м3.
  По р. Онеге молевой сплав проводится пакетно-конвейерным способом на расстояние 415 км общим объемом более 1 млн. м3. Молевая древесина задерживается в поперечных запанях в устье реки.
До 1992 г. по планам ТПО "Архангельсклеспром" намечается прекращение молевого лесосплава по притокам р. Северной Двины: р. Кодиме (объем отключения 46 тыс. м3, протяженность лесосплавного хода 34 км) и р. Н. Тойме (объем отключения 25 тыс. м3, протяженность лесосплавного хода 16 км). Объемы переключаются на плотовый лесосплав на р. Северную Двину.
  По остальным рекам до 1996 г. намечается отключение молевого лесосплава и переход на плотовый лесосплав и перевозки в судах по рекам Пинеге, Ваге, Онеге, Уфтюге общим объемом 1800 тыс. м3.
  Распределение объемов зимней сплотки проводится по наличию и вместимости действующих плотбищ, а также мест, пригодных для их обустройства. Как наиболее эффективный способ лесосплава он требует максимального использования пригодных площадей и дальнейшего проведения изыскательских работ.
  При распределении объемов и привязке схем навигационного формирования плотов в комплексе учитывается ряд факторов: габариты плотов, сроки стояния уровней воды, лесопропускная способность, примыкающие объемы лесозаготовок, наличие других видов транспорта.
  На основании гидрологических изысканий и анализа примыкающих к водным путям лесных массивов, наличия лесовозных дорог и удобных мест для зимней сплотки в работе [1] установлено, что частичная замена молевого сплава плотовым возможна только на трех реках из 32, используемых в настоящее время.
  На р. Пинеге возможен лесосплав плотов зимней сплотки оптимальными габаритами 1,1x20x200 м3 с 538-го км (лесоповал Северного Выйского леспромхоза) в объеме 270 тыс. м3 и летней сплотки плотами тех же габаритов, а также габаритами 0,8X15X200 м3 и 0,5X15X200 м3 в объеме 370 тыс. м3. При этом объем зимней сплотки требует уточнения и проведения специальных исследовательских работ.
  Объем судовых перевозок может достигнуть 80 тыс. м3. На участке ниже 173-го км реки целесообразно укрупнение размеров плотов в плане до 400x40, 400X30 м2.
  Остальные существующие объемы запасов древесины, примыкающие к рекам, целесообразно перевести на сухопутную вывозку: из плотбища Верхнетоемекой сплавконторы (с верховьев реки), с железнодорожной станции Карпогоры (со среднего участка) и из леспромхоза Луковецкий (с нижнего участка). На р. Ваге лесосплав в плотах возможен лишь от 240-го км от устья.
  Необходимо и возможно увеличение объемов зимней сплотки до 170 тыс. м3 и введение летней сплотки до 168 тыс. м3 в районе пос. Шенкурск (160 км) и пос. Важский (25 км). Соответствующие габариты плотов должны составлять 1,2x200x20, 0,8x200x15, 0,5х200x15 м3. Судовые перевозки могут достигнуть 100 тыс. м3.
  По р. Онеге целесообразен переход на зимнюю сплотку при возможном объеме до 50 тыс. м3 с габаритами плотов 1,4x160x20 м3 и на летнюю формировку кошелей осадков 1,1 м. Лесосплав, таким образом, возможен лишь на среднем участке реки со 170-го км до пос. Порог (30 км), где необходимо устройство рейда приплава с выгрузкой древесины на железную дорогу. Возможность проплыва крупных буксировочных единиц через пос. Нижний Порог требует отдельного рассмотрения из-за сложного характера течения реки.
  По р. Уфтюга возможно осуществление вывозки леса в судах с 55-го км в объеме не менее 10 тыс. м3. Плотовый лесосплав рассчитывался по 95%-и обеспеченности за год, следовательно, существует надежный запас по лесопропускной способности для среднестатистического года.
  Экономическими расчетами установлено, что при переходе с молевого лесосплава на плотовый в общем объеме 1238 тыс. м3 потребуется капиталовложений 4,8 млн. руб. Срок окупаемости около 4 лет. Экономический эффект от предполагаемых мероприятий составит 567,7 тыс. руб.
  С учетом установленных технических возможностей при существующих объемах лесозаготовок с прекращением молевого лесосплава на сухопутном транспорте необходимо будет перевозить древесину с р. Пинеги около 660 тыс. м3, Ваги 430 тыс. м3, Онеги 800 тыс м3, Уфтюги 160 тыс. м3, а всего по ТЛПО "Архангельсклеспром" - около 2 млн. м3 с введением соответствующих производственных мощностей и строительством дорог.
  Дальнейшее развитие перевозок лесных грузов в судах сдерживается следующими основными причинами: недостатком тоннажа, особенно в первой половине навигации, трудностями у грузоотправителей в вопросах пакетирования леса; низкой обеспеченностью средствами погрузки; недостаточным выделением вагонов для вывоза этой древесины со складов района Н. Чов Сыктывкарского речного порта и грузового района Новая Ветка Котласского речного порта; неудовлетворительными путевыми условиями работы на В. Вычегде в меженный период ввиду отсутствия у Сыктывкарского техучастка мелкосидящих земснарядов; ограничением приема Котласским и Архангельским ЦБК лиственных пород древесины, прибывающих в судах в их адрес.
  К 1995 г. перевозки лиственных пород в прямом водном сообщении могут быть доведены до 180 тыс. м3,, в том числе Жешартскому ФК - 80 тыс. м3, Котласскому ЦБК - 50 тыс. м3, Сыктывкарскому ЛПК - 50 тыс. м3.
  Кроме того, в смешанном железнодорожно-водном сообщении объединением "Комилеспром" предполагается отправлять к концу пятилетки до 65 тыс. м3.
  Увеличение объемов перевозок лиственной древесины с пунктов р. В. Вычегды дает возможность увеличить период работы буксирного флота Сыктывкарского порта и доходы от перевозок. Дальнейшее развитие перевозок круглого леса в судах является перспективным направлением водного транспорта леса. Объединение "Вычегдалесосплав" подтверждает свое согласие на увеличение перевозок лиственной древесины в судах при соблюдении гарантии доставки древесины или полной ответственности за срыв перевозок. Сложившаяся практика последних навигаций выявила отсутствие такой ответственности в настоящее время.
  Пользуясь Уставом внутреннего водного транспорта, который с переходом предприятий на хозрасчет устарел, пароходство объявило конвенционное запрещение на перевозку грузов и не несет ответственности за перевозку. Древесина остается в местах отгрузки, портится и становится непригодной даже на дрова, потребитель ее не получает и народному хозяйству наносится огромный ущерб. Так, в 1986 г. из-за мелководья при плане перевозок в судах 77,0 тыс. м3 перевезено 37,0 тыс. м3. В 1989 г. такие перевозки были прекращены из-за конвенционного запрещения с 7 июля и план их был сорван на 35,0 тыс. ма. Древесина до потребителя не дошла и "Вычегдалесосплав" потерпел в связи с потерей качества 90 тыс. руб. убытков и понес штрафные санкции за недопоставку древесины.
  Сыктывкарский речной порт (СРП) и Совмин Коми АССР правильно ставят вопрос о замене плотовых перевозок лиственной дровяной древесины в адрес Котласского ЦБК на судовые. Однако несмотря на то, что существует Постановление Совмина РСФСР № 384 от 25.09.87 "О прекращении молевого сплава леса на реках и других водоемах РСФСР", лиственная дровяная древесина на предприятиях "Комилеспрома" сплачивается на берегу, а потому не имеет отношения к первичному молевому сплаву и не подчинена действию вышеуказанного постановления.
  В постановлении идет речь о недопустимости утопа древесины и нарушения экологической обстановки, в том числе в бассейне р. Вычегды.
  В 1987 г. "Вычегдалесосплавом" было поставлено Котласскому ЦБК лиственной дровяной древесины в плотах (в полуразмолеванном виде) 95,1 тыс. м3 и в судах 27,0 тыс. м3; в 1988 г. - в плотах (в полуразмолеванном виде) 62,8 тыс. м3 и в судах 3,2 тыс. м3; в 1989 г.-в плотах (в полуразмолеванном виде) 106,8 тыс. м3 и в судах 9,9 тыс. м3. Резкий спад перевозок лиственной дровяной древесины судами в 1988 г. и 1989 г. обусловлен неблагоприятными погодными условиями этих лет.
  Следует отметить, что вся лиственная древесина идет 800 км от мест сплотки до Коряжмы и, учитывая, что с первых дней апреля нижняя часть пучка уже впитывает в себя воду, а верхняя часть - влагу, а также учитывая многосуточную (иногда до 15 суток) передержку и переформировку этих плотов в районе Сыктывкара на Котласский ЦБК, лиственная дровяная древесина прибывает, как правило, в полуразмолеванном виде с сохранением лишь рамки плота в виде хвойных головок и хвойных бортовых пучков. Примерно 20% лиственной дровяной древесины в процессе буксировки от Сыктывкара до Коряжмы ежегодно ложится на дно Вычегды и частично Северной Двины. Только полное прекращение плотовых поставок лиственной дровяной древесины на Котласский ЦБК и выполнение вышеуказанного Постановления Совмина РСФСР позволит избавить р. Вычегду от дальнейшего заполнения ее гниющей лиственной древесиной. Согласно договору между Котласским ЦБК и "Вычегдалесосплавом" из ПО тыс. м3 лиственной древесины в 1990 г. осуществлена поставка плотами 80,0 тыс. м3 и судами 30,0 тыс. м3. В 1991 г. планируется осуществить поставку лиственной древесины плотами не более 50,0 тыс. м3 и ходами 50,0 тыс. м3. Начиная с 1992 г. поставку лиственной древесины в адрес Котласского ЦБК плотами планируется полностью прекратить и, постепенно наращивая объемы судовых перевозок, довести их к 1995 г. до 100,0 тыс. м3. Вид погрузки (штабелями, пакетами и т. д.) при судовых перевозках лиственной древесины должен быть определен совместно с Котласским ЦБК, Вычегдалесосплавом и Северным речным пароходством. В настоящее время на предприятиях объединения "Двиносплав" и в леспромхозах Конецгорском, Устьваеньгском, Емецком, Двинском увеличиваются объемы заготовки таких ассортиментов лиственной древесины, которые необходимо транспортировать в судах. Перевозку этих лесных грузов большими объемами рационально производить в период с июня по сентябрь с учетом того, что в весенний период СРП осуществляет экспедиционный завоз груза на малые реки с одновременной отбуксировкой плотов зимней сплотки.
  В апреле-мае 1990 г. Северное речное пароходство собственной и арендованной у других организаций и смежных пароходств тягой смогло отбуксировать только 112 из 137 плотов зимней сплотки, сформированных леспромхозами и лесосплавными предприятиями объединения "Архангельсклеспром" общим объемом 1864,7 тыс. м3. В межнавигационный период эти же предприятия планируют сформировать на зимних плотбищах 133 плота объемом 1969,7 тыс. м3. Эти плоты по своим размерам (длина и ширина) будут иметь 35 разновидностей вместо семи, установленных действующими Правилами (техническими условиями). Стандартный такелаж планируется применять при формировании нестандартных секций и плотов, что приведет к снижению их прочности. Буксировка разнотипных по габаритам плотов значительно усложняет работу судоводителей, что понижает безопасность доставки плотов потребителям, повышает вероятность аварийных происшествий с ними, утери древесины и такелажа. Методологически недостаточно разработанная оценка ущерба от отказов технических систем в перевозках лесных грузов влияет на надежность этих систем в экономических расчетах. Повышение надежности перевозок лесных грузов является одной из важнейших задач проектирования, сооружения и эксплуатации технических систем. Отсюда возникает задача экономического обоснования дополнительных затрат на повышение их надежности.
  Экономическая эффективность мероприятия, повышающего надежность снабжения получателей лесных грузов технической (транспортной) системой, оценивается в этом случае как разность приведенных затрат, включая ущерб получателей и смежных звеньев в расчете на год до и после внедрения данного мероприятия.
  Согласно прейскуранту № 14-01, утвержденному Постановлением Госкомцен СССР от 27 марта 1989 г. № 273, для более полного учета индивидуальных запросов грузоотправителей, грузополучателей, стимулирования повышения качества перевозок и других услуг предприятия Министерства речного флота РСФСР могут устанавливать по договоренности с предприятиями-грузоотправителями или потребителями услуг договорные тарифы (сборы).
  Основные показатели экологической безопасности при переходе с молевого лесосплава на транспорт леса в плотах и судах существенно улучшают экологическую обстановку в рассматриваемом бассейне в результате следующих мероприятий:  
  • снижения объемов лесосплава в рассматриваемых бассейнах с 3,5 млн. м3 до 1,2 млн. м3 и уменьшения общей нагрузки на реки;
  •  
  • уменьшения времени нахождения древесины в воде на 1-2 месяца;
  •  
  • освобождения в Северодвинском и Онежском бассейнах от молевого лесосплава 28 малых рек;
  •  
  • исключения разноса древесины, уменьшения количества наплавных сооружений на реке, препятствующих судоходству, меньшего засорения берегов аварийной древесиной;
  •  
  • ликвидации потерь от утопа древесины, увеличения возможности поставки сплавом лиственной и тонкомерной хвойной древесины, обеспечения более полного освоения примыкающего к водным путям лесосечного фонда;
  •  
  • исключения трудоемких операций из технологического процесса береговых складов, связанных со складированием и просушкой лиственной и хвойной тонкомерной древесины, что дает возможность уменьшить площадь складов и их засоренность;
  •  
  • отсутствия необходимости в устройстве Усть-Пинежской поперечной запани, а также сокращения количества передерживающих запаней на реках Пинеге, Ваге, Онеге, Уфтюге, вследствие чего улучшаются условия для нереста рыб;
  •  
  • организации высокомеханизированных, постоянно действующих комплексных пунктов по лесозаготовке, вывозке, частичной переработке зимней и летней сплотки, способствующих созданию стабильных трудовых Коллективов с нормальными бытовыми условиями;
  •  
  • открытия поперечных и уменьшения числа продольных запаней, уменьшения общего числа наплавных сооружений, что увеличит продолжительность судоходства, явится важным фактором общего социального развития в бассейнах рек.


  •   Литература:
      1. Обосновать лесопропускную способность рек и разработать технологические схемы для замены молевого лесосплава транспортом леса в плотах и судах на основе исследования гидрологических и транспортно-путевых условий рек ТЛПО "Архангельсклеспром": Отчет.- Архангельск, 1989.
      2. Прейскурант № 14-01: Тарифы на перевозку грузов и буксировку плотов речным транспортом.- М.; Прейскурант, 1989.- 477 с.
      3. Болдуев А.С. Буксировка леса в плотах // Речной транспорт.- 1988.- № 1.- 29 с.
      4. Солодухин М. М. Сопротивление воды движению плотов // Речной транспорт.- 1988.- № 11.- 34 с.
      5. Правила (Технические условия) сплотки, формирования и оснастки плотов для буксировки в Северодвинском бассейне.- Архангельск: СевНИИП, 1988. - 76 с.
      6. Щеколдин Л. П., Слузов Е. И., Солодухин М. М. Буксировка плотов на участке Великий Устюг-Котлас. -Экспресс-информ.; Отеч. произв. опыт- М.: ВНИПИЭИ леспром.- 1988.- С. 32.
      7. Методика определения экономической эффективности использования в лесозаготовительной промышленности и на лесосплаве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений.- М.: ЦНИИМЭ, 1979.- С. 339 с.