Официальный сайт Маркова В.Н.
[ О себе ]
[ Научные публикации ]
[ Статьи в СМИ ]
[Фотоальбом]
[ Видео ]

 
[О себе]
[Научные публикации]
[Статьи в СМИ]
[Фотоальбом]
[Видео]

Научные публикации
 

БОЛЬШЕГРУЗНЫЕ СОСТАВЫ НА СЕВЕРНОЙ ДВИНЕ

В. МАРКОВ, А. МЕРКУШЕВ (СРП), А. НОВИКОВ (ГИИВТ)

  Условия работы в Северном речном пароходстве таковы, что в первый период навигации весь имеющийся буксирный флот выполняет завоз грузов на многочисленные быстромелеющие малые реки и буксировку плотов с зимних плотбищ. Его, как правило, не хватает, и пароходство вынуждено арендовать буксирные суда у соседнего Сухонского пароходства и сторонних организаций.
  Завершив эти важные первостепенные работы на малых реках и транспортировку плотов зимней сплотки, значитепьная часть буксирного флота становится излишней и пароходство вынуждено
много судов выводить из эксплуатации на холодный отстой. При такой значительной неравномерности перевозок эксплуатационный аппарат стремится организовать совместно с лесосплавными организациями изготовление большегрузных плотов в зимних условиях, укрупнение их на переформировочных рейдах в полноводный весенний период навигации доставку грузов на малые реки в максимально возможных большегрузных составах.
  Для внедрения таких составов многое делают коллективы грузовых теплоходов проекта 559 Б, работающих на основной линии бассейна на перевозке каменного угля из Котласа в Архангельск. Построенные в 60-70-х годах эти суда предназначались для работы с приставками грузоподъемностью 1000 т. Однако из-за недостатка в бассейне тяги в начальный полноводный период навигации многие коллективы этих судов по инициативе капитана теплохода "Абхазия" И. Дробышевского стали работать с двумя и тремя баржами, а на нижнем участке от Орецей - даже с пятью. Количество экипажей, применяющих этот прогрессивный способ работы, и период вождения укрупненных составов с каждым годом увеличивается. Многие опытные судоводители стали работать с большегрузными составами и в межень. В двенадцатой пятилетке перевозки грузов в большегрузных составах получают дальнейшее развитие. С навигации 1987 г. в целях повышения эффективности и качества работы флота, развития коллективных форм труда, инициативы и ответственности плавсостава судов и эксплуатационных работников за конечныe результаты их работы экипажи грузовых теплоходов проекта 559 Б (13 ед.) переведены на круглогодовой хозяйственный расчет.
  Согласно новому положению толкаемые составы с нагрузкой 4,6 т на л. с. и более используемые на местных перевозках минерально-строительных материалов в Архангельском и Котласском портах, отнесены к большегрузным составам. В Котласском порту (линия Пустошь - Котлас) состав формируется из толкача проекта 911 и двух барж проекта 942 грузоподъемностью 1000 т каждая. На линии Селиваниха - Архангельск такие толкачи работают с одной баржей грузоподъемностью 1500 т. На транзитных перевозках из Котласа в Архангельск, кроме грузовых теплоходов, эксплуатируются два толкача проектов Р45 и 81172 мощностью 440 кВт каждый с двумя баржами грузоподъемностью 2000 т.
  За два года объем перевозок грузов в большегрузных составах увеличился на 35% и составил около 2 млн. т, в том числе в Котласе 105 тыс. т и Архангельске 800 тыс. т. Валовая производительность тяги возросла до 656 т. км/кВт.сут, тоннажа - до 82,7 т. км/тоннаже. сут, а производительность труда плавсостава в стоимостном выражении - до 16,32 тыс, руб./чел.
Оценивая работу большегрузных составов пароходства, следует отметить, что установленный планом объем перевозок на 1987 г. перевыполнен на 4,3%, грузооборот - на 20,8%. Затраты на 1 руб. доходов по этим составам снижены до 40,6 коп. против 76,6 коп. по пароходству.
  Работа грузовых теплоходов (проект 559 Б) с приставками в навигацию 1987 г. была организована групповым методом без постоянного закрепления тоннажа за теплоходами. Коллектив плавсостава группы избрал совет во главе со старшим капитаном В. Емельяновым. Совет принимал участие в разработке группового и индивидуальных планов судов, проводил оперативный учет и анализ их выполнения, давал предложения о премировании экипажей группы и присуждении призовых мест в соревновании, вносил предложения о наказании отдельных работников за нарушение производственной и трудовой дисциплины.
  Совет хозрасчетной группы судов в лице ее старшего капитана заключил с пароходством договор, в котором были предусмотрены обязательства коллективов судов по своевременной и качественной перевозке грузов, снижению затрат топлива, смазочных материалов и других материально-технических ресурсов, по развитию творческой инициативы плавсостава, направленной на повышение производительности труда и эффективности использования судов.
Администрация пароходства по договору обязалась своевременно и качественно отремонтировать суда, укомплектовать их кадрами, обеспечить грузами, топливом и другими видами материально-технического снабжения, улучшить комплексное обслуживание, организовать обработку флота в оптимальном режиме.
  Группе грузовых теплоходов (13 единиц) планировалось перевезти на линии Котлас - Архангельск в прямом направлении 600 тыс. т угля и в обратном 210 тыс. т строительных грузов. Слаженная работа объединенного коллектива плавсостава позволила перевыполнить это задание соответственно на 21,6 и 30,7%. При этом валовая производительность тоннажа повышена на 17,5%, а себестоимость перевозок снижена на 2,2%. Наилучших показателей достигли экипажи теплоходов "Карелия" (капитан В. Ильюков), "Россия" (Н. Волыхин), "Латвия" (В. Емельянов, он же старший капитан группы).
  Кроме работы на основной линии, многие экипажи из объединенной группы судов принимали активное участие в завозе грузов на малые реки Юг, Пинега, Вага, внося свой конкретный вклад в решение одной из важнейших задач, реализуемых коллективом пароходства. В межень отдельные суда использовались на местных перевозках.
  В текущую навигацию экипажи грузовых теплоходов проекта 559 Б сокращенным количеством судов до десяти стремятся выполнить повышенный объем перевозок на линии Котлас - Архангельск - в прямом направлении 703 тыс. т каменного угля и 290 тыс. т щебня и удобрений в обратном. Остальные три теплохода переключены на другие линии. Экипажи этих судов взяли обязательство перевезти 293 тыс. т песчано-гравийной смеси и других грузов. По сравнению с прошлым годом объем перевозок возрастет на 5,4% и составит 1400 тыс. т.
  Успешно решают свои задачи и коллективы групп буксирных теплоходов на местных перевозках в Котласе и Архангельске.   Выполненный анализ работы большегрузных толкаемых составов и грузовых теплоходов с приставками в Северном пароходстве говорит о том, что перевозки по этой прогрессивной технологии дают хороший экономический эффект. Однако дальнейшее их развитие сдерживается из-за ряда факторов.  Строящиеся на предприятиях пароходства мощные буксиры-толкачи проекта 81172 (440 кВт) пока не оправдывают надежд речников. При наличии грузовых теплоходов проекта 559 Б они практически не нужны. Использование таких буксиров не позволяет сгладить имеющуюся неравномерность перевозок. Во втором периоде навигации они становятся первыми кандидатами для вывода из эксплуатации на холодный отстой. Кроме того, на этих судах не совсем удачная конструкция надстройки, которая затрудняет их эксплуатацию в весенний период. Высота судна от ватерлинии не должна превышать 10 м. За последнее время пароходство испытывает недостаток в несамоходном oтоннаже, что не позволяет увеличивать массу большегрузных составов и грузовых теплоходов с приставками. На некоторых причалах еще низка пропускная способность по погрузке-разгрузке. Неполную загрузку грузовые теплоходы с приставками получают на линии Котлас - Архангельск в обратном направлении.   Следует отметить, что ряд поставленных вопросов решается. Пароходство на своих предприятиях строит несамоходные суда. Минречфлотом и пароходством проводится определенная работа по увеличению в перспективе объема перевозок щебня (до 400 тыс. т) с Кольского полуострова строительным предприятиям Архангельской области, а также через Котласский порт на железную дорогу, что существенно повысит обратную загрузку судов на основной линии работы.   С целью дальнейшего повышения эффективности использования флота пароходством пересмотрены типовые схемы формирования составов и разрешена работа грузовых теплоходов проекта 559 Б с четырьмя баржами на участке реки Волочек - Архангельск, что позволит повысить нагрузку на единицу мощности. Осуществляются меры по улучшению обработки большегрузных составов. Реализация намеченных мероприятий будет способствовать дальнейшему развитию перевозок грузов по прогрессивной технологии.