Официальный сайт Маркова В.Н.
[ О себе ]
[ Научные публикации ]
[ Статьи в СМИ ]
[Фотоальбом]
[ Видео ]

 
[О себе]
[Научные публикации]
[Статьи в СМИ]
[Фотоальбом]
[Видео]

Научные публикации
 

ДЛЯ БЕЗОПАСНОЙ ПРОВОДКИ ПЛОТОВ


В. Н. МАРКОВ, Северное речное пароходство


  Северным речным пароходством и Архангельсклеcпромом утверждены Правила (Технические условия) на сплотку, формирование и оснастку плотов, предусматривающие их буксировку только с использованием контрольно-вспомогательной тяги. Существующая организация проводки с выделением контрольной тяги пароходством на протяжении многих лет позволяет осуществлять безаварийную буксировку плотов. Пароходство, как транспортное предприятие, обеспечивает безопасность их доставки потребителям, используя значительное количество контрольных теплоходов. В то же время буксирная тяга объединения периодически применяется на транспортной, а не на контрольной проводке плотов. Экономический механизм не стимулирует проведение таких работ, как обеспечение контрольно-вспомогательной тягой основных плотобуксировщиков.
  Согласно договору с объединением Двиносплав, Северное речное пароходство берет на себя обязанность сопровождать на затрудненных судоходных участках плоты своими контрольно-вспомогательными судами. Оплату (ориентировочно 500 тыс. руб. за навигацию) Двиносплав осуществляет ежемесячно по счетам пароходства с приложением справки фактических затрат. По окончании навигации стороны в двухмесячный срок проверяют общее количество затраченной тяги (в сило-сутках) и производят окончательный расчет. Объединение оплачивает фактические затраты с момента получения приказа диспетчера пароходства.
  В навигацию 1990 г. объем плотоперевозок составил 8,94 млн. м3, из них недопоставлено 7,4 тыс. С 20 апреля по 22 мая судами пароходства отбуксировано 1,59 млн. т плотов зимней сплотки (27,1% заявленных на навигацию объемов). При такой неравномерности предъявления и остром дефиците буксирной тяги в отдельных случаях на контрольной проводке использовались суда большей мощности, чем предусмотрено планом расстановки.
  Показатели необходимого усилия вспомогательного буксировщика в зависимости от габаритов плотов и скорости течения на лимитирующем судоходном участке (при радиусе закругления 600 м и ширине судового хода 105 м) приведены в таблице.



  На основе теоретических расчетов и практических рекомендаций по безопасной проводке плотов Северным речным пароходством (по согласованию с судоходной инспекцией Северодвинского бассейна) составляется план расстановки контрольно-вспомогательных судов на затруднительных участках пути. Поскольку в нем не указывается количество контрольных судов в период работы на участке, могут применяться две схемы их движения: сквозная, предусматривающая использование контрольного судна на всех затруднительных участках при следовании с одним и тем же плотом, и участковая, при которой судно постоянно закрепляется за определенным участком. В последнем случае количество судов зависит от интервала прибытия плотосоставов на контролируемый участок, его протяженности, скорости движения, поэтому спланировать эффективную работу невозможно. На практике сложилась смешанная схема маршрутов.   На организацию проводки плотов с выделением контрольной тяги влияют множество факторов. Большинство из них связано с оперативным планированием деятельности флота. Мы убедились, что контрольная работа вспомогательных судов может быть предусмотрена в тарифном руководстве Согласно Прейскуранту № 14-01 в пароходстве выделяется вспомогательная (контрольная) тяга, плата за которую (при условии разработки научно обоснованных норм контрольной тяги для конкретных путевых условий) должна быть представлена в форме договорных тарифов и сборов. Складывающиеся рыночные отношения, несомненно, должны быть подкреплены со стороны государства регуляторами, которые кстати, применяются в лесопромышленном комплексе стран со свободной рыночной экономикой. Укрепление реальных стимулов для совершенствования техники и технологии лесосплава, введение тарифов на контрольную работу с плотами, использование рычагов кредитной и ценовой политики, реализация инвестиционных и экспортных программ, налогового механизма способствовали бы более рациональному использованию природных, сырьевых и энергетических ресурсов европейского Севера.