Официальный сайт Маркова В.Н.
[ О себе ]
[ Научные публикации ]
[ Статьи в СМИ ]
[Фотоальбом]
[ Видео ]

 
[О себе]
[Научные публикации]
[Статьи в СМИ]
[Фотоальбом]
[Видео]

Научные публикации
 

В.Н. Марков
АО "Северное речное пароходство"
В.Н. Яковлев доц., канд. техн. наук
Архангельский государственный технический университет

Совершенствование оперативного планирования и управления при перевозке лесных грузов судами


  Большую актуальность в условиях рынка приобретает решение задач эффективного управления и планирования работ непосредственно на предприятии, где объем управленческой информации сегодня резко возрастает.
  Исходя из потребности сокращения транспортных затрат и потерь в провозной способности флота, уменьшения сроков доставки лесных грузов от лесопромышленных предприятий до потребителей, возникает необходимость разработки системы оптимального оперативного управления на уровне пароходства, леспромхозов и лесозаводов. Рынок требует установления горизонтальных связей производителя, транспортников и потребителя.
  Основными формами оперативного планирования речного транспорта являются декадное и суточное планирование.
  Декадное планирование решает наиболее сложную задачу эффективного (с точки зрения использования флота и механизации портов) распределения судов по портам обработки. Подача тоннажа под обработку лесных грузов обеспечивается в объеме, необходимом для выполнения заявок по перевозке.
  Сущность суточного планирования заключается в установлении заданий по использованию каждого судна с указанием портам объема работ по грузовому обслуживанию в течение плановых суток. Последнее является основой для разработки сменно-суточных планов работы портов. При суточном планировании учитывается сложившаяся эксплуатационная обстановка во всей транспортной системе (пункты погрузки, выгрузки, передача флота в аренду), степень выполнения декадных планов подачи судов под погрузку, сведения о наличии и предъявлении грузов к перевозке, прогноз погоды, состояние пути и другие характеристики транспортного процесса. Объектами управления являются суда, заканчивающие выполнение текущих рейсов в плановые сутки. Суточный план работы грузового транзитного флота пароходства состоит из следующих частей:  
  • плана подачи порожних судов в пункты погрузки;  
  • плана передачи флота в аренду сторонним организациям;
  •  
  • плана отправления самоходных грузовых судов и составов с постоянно закрепленной тягой;
  •  
  • плана использования буксирных судов на тяговых плечах.

  •   Процесс разработки суточного плана работы флота можно условно разделить на следующие этапы:
      1. Прогнозирование работы каждого транспортного судна с целью определения отклонений от декадного плана;
      2. В случае наличия отклонений хотя бы по одну судну производится корректировка назначений грузовым судам, определенных при декадном планировании;
      3. Определение буксирным судам заданий на очередной рейс;
      4. Разработка плана погрузки и отправления судов и составов.
      В основе суточного планирования лежит оперативное прогнозирование работы грузового и буксирного флота в течение текущей декады, включающее решение следующих задач: корректировка назначений судам, заканчивающим выгрузку; определение порта выгрузки для судов, прибывающих под погрузку; распределение тяги по рейдам формирования составов; разработка плана формирования и отправления составов; выделение тяги для буксировки нетранспортных (несамоходных) объектов: обеспечение тяговыми средствами плотовых перевозок; отбор грузовых теплоходов для буксировки несамоходных судов.
      В настоящее время существующие методы решения указанных задач во многом основаны на интуиции и практическом опыте работников диспетчерского аппарата пароходства. Они позволяют рассматривать лишь один вариант возможного решения, что значительно снижает эффективность использования транспортных средств.
      В эксплуатационной практике при планировании работы судов в основу оперативного планирования и исходными данными для его расчета являются: декадная заявка на перевозку грузов; дислокация судов на начало планового периода; нормы ходового и стояночного времени судов; стоимостные характеристики судов; тарифные ставки за перевозку одной тонны груза.
      Предлагается следующая методика декадного планирования работы судов согласно заявки на перевозку грузов, при которой:  
  • на основе дислокации, грузопотоков и норм для каждого судна формируются с помощью ЭВМ возможные маршруты;
  •  
  • для каждого маршрута определяются провозные способности, эксплуатационные расходы и доходы.

  •   При общем спаде объема перевозок за последние годы в АО "Северное речное пароходство" наблюдается тенденция к увеличению объема лесных перевозок. Объемы перевозок круглых лесоматериалов в грузовых судах АО "Северное речное пароходство" за последние годы по рекам Северодвинского бассейна приведены в табл.
     
      В 2000 г. по этим рекам планируется перевезти 250 тыс. т круглых лесо-материалов, в том числе 138,2 тыс. т по Северной Двине.
      Введение новых методов планирования будет способствовать более эффективной работе как пароходства, так и предприятий, производящих отправку леса в судах.